Как начать разбираться в вине
Как начать разбираться в вине
Автор винного сервиса Invisible.ru Дарья Воронцова рассказывает, как без проблем пройти путь от новичка до человека понимающего: с какого вина начинать, как его выбирать и что о нем почитать
Поделиться:
Иллюстрация: Павел Лысцов
Любой, кто хочет разобраться в вине, сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, все, что связано с вином, преподносится как нечто возвышенное и крайне непростое. Во-вторых, о вине в основном пишут путано и скучно. Так что сразу кажется: ой, всё, это тема для зануд с кучей свободного времени, мне лучше и не пытаться. Хотя начать разбираться в вине — совсем не сложно. Сейчас расскажем, как.
Разделяй и пробуй
В самом начале важно понять, каким вообще бывает вино. Для этого нужно попробовать несколько основных сортов красного и белого, максимально разных. Вот шпаргалка по основным сортам.
Иллюстрация: Invisible
Некоторые считают, что красные вина – это богато и разнообразно, там есть что разнюхать, а белые – просты, как лимонад. Но это не так, среди белых полно вин тонких и интересных.
Иллюстрация: Invisible
Можно начать, например, с красных — Пино Нуара, Темпранильо и Каберне Совиньона. А из белых – с Пино Гриджо, Шардоне, Рислинга или Совиньона Блан. Когда будете пробовать вина, ищите в них то, что обещает наша шпаргалка. Так все быстрее запомнится.
Сразу пробовать белое и красное не стоит. А вот меньше трех сортов одного цвета за раз тестить неэффективно — не сможете их как следует сравнить. Если не хочется тратить лишнего на дополнительные бутылки, позовите друзей — и весело проведете время, и разделите расходы.
Разобрались с первыми несколькими сортами – можно наращивать базу дальше и таким же способом пробовать другие сорта красного и белого. В итоге у вас в голове соберется картотека из основных сортов, а дальше можно будет штурмовать страны и регионы.
Нам не страшен магазин
У новичков в магазине часто сдают нервы — хочется все бросить и уйти домой с пивом и чипсами. Чтобы без проблем выбрать нормальное вино для первых дегустаций, обратите внимание на несколько моментов.
Магазин: в винотеках более ответственно относятся к ассортименту и есть консультанты, чтобы посоветоваться. Но в некоторых супермаркетах тоже можно купить нормальное вино. Если говорить о крупных московских сетях, то лучше всего идти в «Азбуку вкуса». У них много недорогого и приятного вина, которое они сами импортируют (только обязательно смотрите на контрэтикетке, кто импортер).
Цена: лучше ориентироваться на вино за 700-1000 рублей. Вина дешевле редко бывают интересными. Дорогие тоже лучше пока не брать – чтобы их оценить, нужно немного потренироваться.
Этикетка: есть несколько нюансов, о которых стоит помнить:
- Сорт винограда: иногда пишут на контрэтикетке (на обратной стороне бутылки), а не на основной. Берем из нашего мини-списка, а потом добавляем к нему новые сорта, которые интересно попробовать.
- Страна-производитель: вина из одного сорта, но разных стран могут заметно отличаться, поэтому имеет смысл обращать внимание, Каберне из какой страны вы пробуете на этот раз. Это поможет больше понять о самом сорте и своих вкусах заодно – скорее всего, у вас довольно быстро появятся любимые комбинации страны и сорта винограда.
- Содержание сахара: лучше брать сухое вино, по нему проще понять особенности каждого сорта.
- Год сбора урожая: белое старше двух лет будет дряхлым и невкусным, бюджетное красное старше трех тоже брать опасно.
- Отметка о классификации, актуально для европейских вин: ищите АОР или AOC у французов, DOC или DOCG у итальянцев, DO или DOC у испанцев, Qualitetswein и Prädikatswein у немцев с австрийцами. Эти обозначения — показатель подтвержденного качества вин.
Дефекты: решительное «нет» говорим бутылкам из прозрачного стекла, со сколами и трещинами, с вылезшими пробками, даже слегка. Также лучше отказаться от вин в картонных коробках, от тех, которые стояли под ярким светом или прямыми солнечными лучами, а также — с осадком (он имеет право быть только в дорогих красных).
Практикуемся и пишем
Бокалы: перед тем как приступать к освоению вина, лучше завести правильные бокалы. Это бокалы формы «тюльпан» объемом 350-450 мл — в таком бокале вино выдает все, что может, и во вкусе, и в аромате. Хорошие стоят от 500 рублей за штуку, но для начала можно обойтись чем-то попроще. Найти их можно в Икее (от 79 рублей) или на Озоне (от 111 рублей).
Температура: перед тем как пробовать вино, его надо довести до нужной температуры. В холодильнике красному будет достаточно 15 минут, белое подержите пару часов.
Личный дайджест: пока ждете, можно установить на смартфон приложение, чтобы записывать свои впечатления от попробованных вин, — так вам легче будет запоминать разницу между ними и вообще ориентироваться. Нам нравится Wine Notes (доступно для iOS и Android) — в нем все просто и понятно.
Как пить: налейте вино на четверть бокала, максимум — на треть. Вдохните аромат, потом не спеша сделайте глоток, подержите вино во рту. Попробуйте описать вкус и запах — скорее всего, какие-то ассоциации оно навеет. Вот тут на варенье похоже, а тут пахнет каким-то фруктом. Дальше можно свериться со шпаргалкой. Даже если сможете найти что-то одно или не распознаете ничего — это не страшно. Навык различать вкусы и ароматы обязательно придет со временем, причем это вопрос нескольких недель или месяцев.
Когда распробуете все вина из списка и ощутите разницу между ними, поймете, что вам больше нравится. Это первая маленькая победа.
Читать не вредно
Когда начнете регулярно пробовать вино и уже немного различать сорта, начинайте следить за винными ресурсами: блогами и профилями экспертов. Только сперва выберите два-три действительно интересных источника, не больше, чтобы не перегружаться.
Из зарубежных рекомендуем Winefolly, он знаменит тем, что почти про все рассказывает посредством симпатичной инфографики.
Хотите посерьезней — подпишитесь на канал Дениса Руденко в Яндекс.Дзен. Он не страдает возвышенностью и снобством и часто делает подборки доступных вин из популярных супермаркетов, среди которых иногда встречаются настоящие сокровища.
Если у вас совсем нет времени, слушайте подкасты — по дороге в офис, на пробежке, пока готовите или гуляете с собакой. Рекомендуем «Просто о вине» на радио 801.
Найти своих и дегустировать
Когда начнете чуть-чуть ориентироваться, выходите в свет: на дегустации и в винные бары. Это полезно тем, что за раз можно попробовать несколько образцов вин, послушать о них небольшую лекцию, познакомиться с экспертами и единомышленниками.
В Москве дегустации проводят в ресторанах, винотеках и магазинах. Явки и пароли есть в группе «Дегустация вин» на фейсбуке. А бары выбирайте те, где предлагают вина по бокалам. Так вы попробуете больше разных вин и не разоритесь на бутылки.
Чайник — это нормально
Не бойтесь, что будет муторно и сложно. Теперь вы знаете, с чего начать, как покупать и что почитать. Поэтому учиться будет легко и интересно. И вкусно, кстати.
А вот чего точно не надо делать, так это пытаться запомнить все и сразу, зубрить регионы, аппеласьоны и категории качества. Не перегружайте себя теорией и не пробуйте все вина подряд. Сначала хорошенько усвойте базу, а затем переходите на новые уровни.
И не стесняйтесь быть чайником. Если сомневаетесь или чего-то не понимаете — читайте и смотрите еще. Вам все равно пригодятся только те знания, которые вы действительно усвоите. А с ними уже через пару месяцев вы сможете легко выбрать хорошее вино в магазине.
В помощь всем, кто хочет научиться разбираться в вине и читать о нем интересные материалы, есть сервис Invisible. С первым заказом они дарят всем совершеннолетним москвичам пару правильных бокалов. В них вино полностью раскроется и точно вас порадует.
Все что нужно знать о вине
О вине для новичков
У меня есть платная рассылка на «Патреоне». В ней я пересказываю интересные статьи, которые мне попадаются, и время от времени устраиваю спецвыпуски, каждый из которых посвящаю отдельной теме. Несколько недель назад я делал спецвыпуск, в котором писал о вине для тех, кто в нем вообще не разбирается. Подумал, что полезно опубликовать этот выпуск в блоге (правда, я его чуть доработал и расширил). Если хотите получать такие выпуски раз в неделю по почте — подписывайтесь.
Помню, как в молодости любой поход в ресторан вызывал у меня приступ винного ступора. Официант обычно говорил: «Ага, салат, утиная грудка… записал! А пить что желаете? Белое, красное? Вот винная карта». Я открывал этот столбец с названиями, и читал его словно китайскую грамоту: «Совиньон де шардоне, шираз, рислинг-каберне. ». В такой момент хочется как-то дать понять, что с одной стороны ты не разбираешься и тебе все равно, а с другой — показать, что ты не совсем дубина деревенская, и хоть немного разбираешься в этой великой эстетической штуке. В итоге я с умным видом тыкал пальцем в какое-то не особо дорогое слово, и потом потягивал вино из бокала с видом усталого сомелье.
С годами я научился немного разбираться в вине, при этом сохраняю трезвый взгляд на то, что другие этого не могут или не хотят. Всем людям вокруг не обязательно превращаться в гастрономов-любителей, но полезно хоть немного разбираться в вине. Поэтому расскажу, как осмысленно выбирать его в заведении или в магазине, или с умным видом общаться с друзьями-винолюбами. Поехали! Как обычно предупреждаю — я все чрезвычайно упрощаю, чтобы не спорить о винах Кистофера Чиды и особенностях блан-де-блана.
Вкратце
Начнем с того, что на базовом уровне вино бывает красным и белым, реже — розовым, оранжевым и даже голубым.
Цвет вина зависит от технологии его производства. Если очень упрощенно, то красное вино после отжима настаивают на кожице и косточках, белое — нет. Красное вино получает из кожицы и косточек вяжущие вещества, танины, а белое их почти не получает. Поэтому красное такое плотное, а белое — легкое. Больше о технологии читайте в моем рассказе о винодельне в Бордо, куда я ездил пару месяцев назад.
Сорта винограда бывают красными и белыми. На самом деле сок из любого винограда получается примерно один по цвету, но просто когда-то определили, что из красных сортов красное вино получается лучше, а белое лучше из белых. В 99% случаев красное будут делать из красных, а белое — из белых сортов винограда.
Когда красное вино недолго выдерживают с косточками и кожицей, получается розовое вино. Когда белое вино выдерживают с кожицей и косточками — оранжевое.
Еще есть игристое вино. Его производят специальным образом. Нет, углекислотой не накачивают — просто оно бродит с образованием углекислоты. Французское игристое вино бродит прямо в бутылках (оно дороже), итальянское — в баках, оно дешевле.
Белые вина
Шардоне . Шардоне — это базовое белое вино, которое любят почти все. В нем сливочное масло, тосты, персики, ваниль и грецкие орехи. Оно чуть сладковатое, соломенного цвета, очень питкое (то есть его легко пить). Шардоне клевое всегда, это такое фэшн-вино.
Совиньон блан . Это вино чуть свежее. В нём можно почувствовать крыжовник, траву, какую-то минеральность. Берите совиньон блан, если любителе слегка кисленькое вино. Классный совиньон получается в Австралии и Новой Зеландии — можно смело выбирать его.
Рислинг . Рислинг еще кислее: яблоки, лайм, чуть меда и иногда даже бензин (не пугайтесь). Он легкий, свежий, слабоалкогольный (в районе 12 градусов). Рислинг особенно приятно пить летом (если его предварительно охладить).
Вообще есть куча других белых вин, но эти три вида — самые важные.
Красные вина
Каберне совиньон . Самое популярное красное. Это такое плотное, даже немного тяжелое вино, во вкусе которого есть мята, красная смородина, чуть горького шоколада и даже карандашные очистки (я вообще частенько чувствую что-то бумажное в нем). Каберне вяжет из-за веществ, которые содержатся в кожице, семечках и бочках, в которых его выдерживали — танинов. Каберне из Нового Света (например, Чили) — самое терпкое.
Пино нуар . В нем малина и клубника, розы и трюфель. Пино нуар чуть менее танинистое, чем каберне совиньон. Вообще это классическое вино французской Бургундии, где из него делают дорогие хорошие вина, и реже встречается в Австрии и Германии (где называется шпэтбургендером или блаубургендером).
Шираз . Глубокое, тяжелое и словно перченое вино, с ежевикой, черным перцем, шоколадом и корицей во вкусе. Европейский шираз обычно крутой и дорогой, новосветский — доступный и тяжелый, в нем ложка стоит.
Опять же, есть куча других красных, вроде моего любимого зинфанделя или примитиво. Но они встречаются реже.
Разное
И еще вкратце, что важно знать о винах.
- Вина часто мешают (это называется блендом). Например, каберне совиньон мешают с пино нуаром, чтобы получить более сбалансированный вкус. Это не плохо и не страшно.
- Новичкам кажется, что чем старше вино, тем оно круче. Забейте. Чтобы почувствовать разницу в годах (его называют винтажом), нужно очень хорошо разбираться в вине и знать хорошие винтажи для каждого региона. Кроме того, 90% вина не улучшается во вкусе, если хранить его дольше 3-5 лет.
- Разговоры про «белое к рыбе, красное — к мясу» тоже обычно не состоятельны. Забейте и просто пейте то, что нравится. Чтобы наслаждаться вином, его лучше пить вообще без всего. А стейк можно запивать хоть шардоне, хоть ширазом. Потом разопьетесь и начнете составлять пары.
- Не покупайте вино дороже 1500 ₽ за бутылку, или 400 ₽ за бокал, если не знаете точно что вы делаете. Старайтесь не покупать вино дешевле 300-400 ₽ за бутылку, если не понимаете, что вы делаете.
- «Домашнее вино» в кафе и ресторанах — это не значит, что его сделали руками бармена в подвале. Это просто дешевое вино из 20-литровых канистр. В Европе домашнее вино может быть довольно клевым, особенно если покупать его в кафе в винодельческих регионах.
- Когда в заведении официант приносит вам бутылку вина, открывает его при вас и наливает в бокал немного, не нужно делать умный вид и говорить: «Хороший год!» или еще что-нибудь такое. Просто официант открывает бутылку вина при вас и показывает, что вино не болеет пробочной болезнью — до 5% вина, закрытого пробкой, скисает из-за воздушного канала в пробке. Вам достаточно попробовать, и если оно не отдает кислятиной, то нужно кивнуть. Впрочем, больное вино еще надо почувствовать.
- На базовом уровне охлаждайте любое вино — подержите пару часов в холодильнике, и пейте.
- После того как откроете бутылку и нальете в бокал, поболтайте его минутку в бокале (это называется декантированием). Так вино чуть отдышится спиртом и раскроется.
- Не стыдно выбирать вино в магазине по этикетке. Любите красивые этикетки — берите.
- Старайтесь не брать русское вино, если не знаете хороших хозяйств (или берите «Фанагорию», «Дивноморское» или «Ведерников»).
- Я не особо разбираюсь в игристых винах, поэтому ничего сказать про них не могу. Большинство людей вокруг тоже не разбираются — это просто легкое вино с пузырьками, которое приятно дает в голову.
- Если хотите удивиться, удивить или выглядеть экспертом в глазах окружающих — выбирайте биодинамические вина. Они. странные. Я лично обожаю биодинамику, хотя до этой любви пришлось пройти приличный путь.
- Нюхать вино не менее интересно, чем пить.
Как начать разбираться
Чтобы немного разбираться в винах, я советую такой способ.
Сходите в магазин, и купите две или три бутылки белого или красного разных сортов. После дома откройте вина и пробуйте по-очереди. Вы почувствуете, как они различаются, какой-то сорт понравится вам больше, какой-то — меньше. На мой взгляд, красные вина различать сложнее белых, игристые различать очень сложно. Выбирайте не бленды, а моносорта — 100% шираз, 100% шардоне и так далее. Лучше все бутылки брать из одного региона: из Европы, Нового Света, Австралии или Новой Зеландии.
После, когда нащупаете разницу между сортами, начинайте пробовать один сорт из разных регионов. Так, например вы почувствуете, что каберне совиньон из Новой Зеландии или Австралии более «дикий», чем из Старого Света, и что он свежее и легче. Так поймете разницу между регионами.
Два таких упражнения дадут систему координат: вы начнете понимать разницу вина по сортам и по происхождению. Это не сделает из вас сомелье, и вы не сможете с закрытыми глазами говорить, какой бокал от какой лозы произошел. Но сможете выбирать в винной карте в заведении или в магазине то, что вам точно нравится — или то, что не пробовали и хотите попробовать.
И напоследок. Вино может пахнуть самыми странными вещами: рыбой, карандашными очистками, кошками, меловой тряпкой из школьного кабинета физики. Просто нюхайте его, пробуйте и ощущайте ассоциации. Забейте на эти тонкие ароматы черной смородины. Я знаю человека, который учуял в хорошем вине. шкаф. И это очень круто и очень интересно, не стесняйтесь этого.
5 способов говорить о вине так, чтобы прослыть экспертом
14 Марта 2017
Звонит как-то один мой друг:
— Иду на свидание. Какое вино купить? Девушка просит полусладкое.
— А зачем тебе девушка, которая любит полусладкое?
Но я не о качестве полусладкого. Я о том, что вино — дело тоньше Востока. Но даже если вы не знаете нескольких сотен сортов винограда и пяти десятков апелласьонов, у вас есть шанс прослыть винным экспертом. Главное — правильно о вине говорить. Для начала запомните эти пять чисто лингвистических приемов.
1. Вино не может быть вкусным
То есть вкус вина вам может нравиться, но говорить о вине «вкусное» не стоит. Все мы понимаем, что ко вкусу вина, да и любого другого алкоголя, надо привыкнуть. А вкусным можно называть что-то простое, понятное с первого раза.
С одной стороны, это всего лишь языковая традиция. С другой, за несколько столетий вино обросло таким количеством религиозных и светских коннотаций (это и церковное причастие, и стихи Пушкина, и рассказы Довлатова), что само понятие стало гораздо сложнее, чем просто «алкогольный напиток из виноградного сока».
Про вино можно сказать «терпкое», «лёгкое», «интересное», на худой конец «плохое» или «хорошее». Но вкусным бывает только компот.
Мне было так легко разрешено
приехать,
что я был самоуверен
и слишком упоенно современен —
я не цветы привез ей,
а вино.
2. Сладкое — это классификация, а не характеристика вина
Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
3. Не называйте все игристые вина шампанскими
Шампанское прижилось в языковой картине наших людей благодаря засилью советского шампанского, которое разливали на винзаводах по всей стране, даже в тех широтах, в которых виноград в принципе не растёт.
Советский союз не интересовался международным правом, как и многие современные российские производители, которые ставят на этикетку слово «шампанское». А меж тем, «шампанское» — защищенное наименование места происхождения товара. И в нашем Гражданском кодексе есть статья, посвященная таким наименованиям.
В конце концов, у нас в магазинах уже столько видов игристого (просекко, ламбруско, кава, креман, асти), что пора уже перестать употреблять слово «шампанское» как синоним «игристого».
То же самое касается портвейнов и коньяков.
Течет шампанское рекою,
И взор туманится слегка,
И все как-будто под рукою,
И все как-будто на века.
4. Не описывайте вино развёрнутыми метафорами
Как в трапезной — скамейки, стол, окно
С огромною серебряной луною.
Мы кофе пьем и черное вино,
Мы музыкою бредим.
Все равно.
И зацветает ветка над стеною.
5. Винные эвфемизмы
Если вино кислое — говорите, «кислотное».
Если пахнет тухлыми яйцами — «с запахом сероводорода».
Если старыми носками — «с ароматом мокрого картона».
Бензином — вообще-то это нормально для рислинга, и если вы почувствовали этот запах, не пугайтесь, говорите «тонкий бензольный аромат».
Кошачьей мочой — так пахнут благородные французские совиньон-бланы, французы обходятся без эвфемизмов и говорят pipi de chat.
И ещё: шмурдяк есть шмурдяк. Здесь не нужны эвфемизмы. Не ведитесь на фразу «винный напиток» на этикетке.
Его окружали веселые, умные, добродушные физики. Меня — сумасшедшие, грязные, претенциозные лирики. Его знакомые изредка пили коньяк с шампанским. Мои — систематически употребляли розовый портвейн. Его приятели декламировали в компании — Гумилева и Бродского. Мои читали исключительно собственные произведения.
«Кухня по правилам и без: Что нужно знать, чтобы начать экспериментировать» Ева Пунш
Ева Пунш посвятила алкоголю целую главу: при какой температуре какие вина подавать, какими сырами закусывать и из каких бокалов пить красное, белое, игристое и креплёное. А главное — как нарушать все эти правила.
«Еда без границ. Правила вкусных путешествий» Марина Миронова
Гастрономический турист Марина Миронова рассказывает, когда и где проходят крупнейшие винные фестивали, как попасть на винодельню в Провансе или на праздник сбора винограда в Кахетии.
«Состав: Как нас обманывают производители продуктов питания» Ричард Эвершед, Никола Темпл
А чтобы научиться распознавать винные подделки, почитайте книгу Ричарда Эвершеда. За те 9000 лет, что мы занимаемся сбраживанием виноградного сока, человечество многому научилось, и дотянуть неудачное вино до приемлемого качества можно десятками способов.
7 мифов о вине, которые пора развенчать
Антон Обрезчиков
«Вино – это слишком сложно», – так думают многие. Отчасти они правы. Если бы вино было предметом элементарным, мы бы не имели такого количества мифов и заблуждений, которые с ним связаны.
Есть только один способ разобраться в вине – пробовать его и, по возможности, одновременно заниматься образованием или самообразованием, а изучать тут есть что, от истории и общей географии до микробиологии и почвоведения. Вино находится на стыке очень многих наук, именно в этом и заключается его чуть ли не магическая бесконечность в качестве предмета для изучения.
Итак, некоторые из популярных винных мифов вы найдете ниже, но, разумеется, их гораздо больше. Надеемся, вы развенчаете их для себя самостоятельно.
Винтовой пробкой закрывают только плохие вина
Скажите честно, вы любите новозеландский совиньон блан? Скорее всего. А вы видели когда-нибудь новозеландский совиньон блан, закрытый «обычной», пробковой пробкой? Вряд ли, как и любое другое новозеландское вино, как и большинство австралийских, а также изрядную часть чилийских, аргентинских, американских и многих других. Да и в Европе винтовая пробка нынче не редкость.
Главный плюс винтовой пробки – вина, ею укупоренные, гораздо более устойчивы к «болезни пробки», которой мы обязаны такому химическому соединению, как трихлоранизол (ТХА), и отчасти окислению. Минус – некоторым она кажется менее эстетичной. Разница между одинаковыми винами меж тем есть: после хранения под винтовой пробкой они оказываются, как правило, более яркими и фруктовыми, под пробкой из коры пробкового дуба – более сложными и развитыми. Что вам больше нравится – выбирайте сами.
Чем вино дороже, тем лучше
Ценообразование на вино – штука вариативная, поскольку все вина разные и параметров, по которым они разнятся, гораздо больше, чем вы думаете. Есть базовые, мы все их знаем: цвет, регион, количество сахара, время выдержки и так далее. Кроме этого, есть еще несколько десятков параметров, которые до сознания конечного потребителя не добираются: размер виноградника, размер винодельни, количество затраченного ручного труда, стоимость оборудования для винификации и так далее.
Окончательный ценник на полке – плод сложной цепочки коммуникаций с участием винодела и продавца (или нескольких), поэтому одна и та же бутылка одного и того же вина одного и того же года урожая может стоить в разных местах по-разному. А количество вариаций при неравных, но схожих параметрах может быть безграничным: просто представьте себе, какое количество вина в мире попадает под популярный запрос «красное сухое».
Разумеется, вино за 500 рублей из ближайшего супермаркета, скорее всего, не будет похоже ни на вино за 5000 рублей, ни на вино за 50 000 рублей, но это не значит, что оно будет некачественным – главное, чтобы оно было сделано без дефектов и не было испорченным в процессе хранения.
Дешевое вино сделано из порошка
Технологически приготовление вина из порошка маловероятно: чтобы выпарить из вина воду, его нужно сначала сделать. Превращение вина в порошок – тоже операция, требующая дополнительных затрат, в том числе финансовых. Сухой алкоголь в самом деле существует, однако напиться им довольно сложно, а сделать из него хоть что-то отдаленно напоминающее вино – и подавно.Чтобы понять почему, просто посмотрите вот это видео.
Когда люди говорят о порошковом вине, они, скорее всего, имеют ввиду фальсифицированное вино – вода, спирт, дешевое вино как один из компонентов, ароматизаторы (хотя, возможно, некоторые из них действительно верят в «вино из порошка»). Не суть важно, как именно было фальсифицировано вино, важно чтобы такие вина встречались в нашей с вами жизни гораздо реже.
Старое вино всегда лучше молодого
Потенциал хранения у всех вин разный. Собственно, это и является одним из главных факторов, влияющих на их цены. Кроме того, изменилось и само отношению людей к процессу хранения вина. Если раньше считалась нормальным купить партию вина в молодом возрасте и положить его в свой собственный погреб на выдержку, то теперь люди склонны пить даже самые престижные вина в молодом возрасте, не говоря уже о винах попроще.
Так что, увы, не всем винам удается состариться красиво. Многим из них вряд ли предназначен срок жизни более трех-пяти лет, не говоря уже о винах, созданных для того, чтобы их пили молодыми, вроде винью верде или божоле нуво.
Белое к рыбе, красное к мясу
В целом верное, но очень упрощенное представление о логике сочетаний вина и еды, ведь и белые, и красные вина бывают как легкотелыми, так и сверхнасыщенными, да и рыба, и мясо могут существенно отличаться плотностью фактуры и яркостью вкуса.
Поэтому не бойтесь пробовать легкое белое мясо с насыщенными белыми, а плотную рыбу вроде тунца с легкими и кислотными красными. Кроме того, есть такие вина, как розовые, которые универсальны в гастрономическом плане.
Французское вино всегда лучше чилийского
Вина из Европы, Старого света, принято считать сложными и элегантными, а вина из Нового Света, то есть Чили, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии – мощными, яркими и простоватыми. Предпосылки к этому и правда есть. Скажем, Чили как винодельческая держава впервые выстрелила на мировом рынке именно яркими и несложными винами, причина появления которых проста – 300 солнечных дней в году и бескрайние виноградники. Или знаменитые австралийские ширазы: они действительно мощные, и алкоголь в них редко опускается ниже 14%.
Значит ли это, что каберне из Калифорнии будет хуже каберне из Бордо? Вовсе нет, и именно об этом снят чудесный фильм BottleShock, что называется, «основанный на реальных событиях». Впрочем, главное, что нужно помнить, если вы, подобно героям фильма, вдруг решите сравнивать новосветские вина и европейские вслепую, – берите бутылки примерно одной ценовой категории. Все-таки цена вина и его качество – вещи соотносимые.
Не сухое вино брать неприлично, это дурной тон
Сладкие и крепленые вина вышли из моды, но это не значит, что они плохие. Хорошие портвейны, особенно винтажные, – предмет мечтаний любого коллекционера вина. Натуральные сладкие вина, такие как айсвайн или сотерн, виноград для которых собирают в ноябре или даже декабре, – классика европейского виноделия и лучший вариант для закладки в погреб, ведь сахар – идеальный консервант.
К сожалению, по мнению многих начинающих винолюбов сухое вино – это единственно приемлемый вариант. Во многом ситуацию на постсоветском пространстве портит историческая память о «трех топорах» и других псевдокрепленых.
Фото: Сhuttersnap on Unsplash; Роман Суслов.