Страница создана 06.02.2012 и обновлена 27.02.2013
Когда
10 февраля 2012 г. 20:00
Место
+7 (812) 926-88-33 Клуб Малевич СПб, Жуковского ул., д.3 на карте Центральный район
10 января 2020 Вечеринка “Джем”
10 января 2020 Вечеринка Orto Doidu
11 января 2020 Интерактивное мультимедийное путешествие “Тайны мироздания”
11 января 2020 Выставочный проект “Шемякин. Пикассо. Веласкес”
прислано пользователем peterburg2.ru
Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Площадка для мероприятий ЦентрСобытий на Петроградской
Банкетный зал Семинар
Салон красоты Be Box
Нескучный музей рекордов и фактов Титикака
Площадка для мероприятий ЦентрСобытий на Казанской
Комментарии посетителей о событии
Леня
1 ноября 2015 г. 23:20
2015 Вечеринка Love is
2014 Ночь влюбленных в Малевиче
2013 Праздник “Дня Всех Святых” в клубе Малевич
2012 Супергеройский новый год
2012 Halloween@MalevichBar
2012 Friday 26 – Дважды ПТ-13
2012 Bыставка и мастер-класс Софьи Мироедовой “Passion”
2012 Beuty Free
Празднование Дня полного освобождения Ленинграда от блокады
Стоимость поездок по ЗСД вырастет с 18 января
Фестиваль «Татьянин день – ночь студентов»
Почти 650 тысяч виз выдала Финляндия петербуржцам за год
Секретные локации под Петербургом, где прячется снег
В 2019 году Петербург выполнил план по вводу жилья
У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода
Минутка русского авангарда на Sports.ru.
От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе или хоккее, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор книг о стадионах рассказывал про особенности арены имени Кирова, а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль». Сегодня Артпацан, автор одноименного телеграм-канала об искусстве, рассказывает о картине Казимира Малевича «Спортсмены».
Вы знаете Малевича. Его знают даже те, кто вообще никак не связан с миром искусства, картины видел только в учебниках на уроках МХК, а о существовании русского авангарда догадывается лишь интуитивно. Знаменитый «Черный квадрат» бесспорно и заслуженно одна из самых значимых картин ХХ века и вызывает бесконечные восторги и дискуссии как у прошаренных искусствоведов, так и у простых людей, которые хотя бы немного разбираются в истории европейской живописи.
Казимир Малевич в Курске, 1900 год
Легионы обывателей, слышавших только о «Квадрате», убеждены, что Малевич — шарлатан, шут и провокатор, который не умел толком рисовать и от безысходности писал только обособленные геометрические фигуры или композиции, но при этом называл себя художником, новатором и Утвердителем Нового Искусства (он основал художественное объединение УНОВИС).
На деле же Казимир Малевич умел и в живописный реализм, и в геометрический минимализм, но реальной вершиной для него стало открытие нового и прорывного направления в изобразительном искусстве — супрематизма. Иконой и лаконичным визуализированным манифестом новой философии стал бесконечно эффектный «Черный квадрат». Другой пример — картина «Спортсмены», о которой и пойдет речь в этом тексте. Но сначала немного контекста.
Что такое супрематизм?
Супрематизм был единолично основан Малевичем в 1910 году и моментально сделался одним из самых важных столпов русского авангарда. Название выбрано не случайно — стильное слово с латинским корнем «супремус» можно перевести как «превосходство» или «доминирование» — и именно в доминации цвета над всеми остальными деталями картины заключалась суть этого течения.
По мнению Малевича, цвет в живописи всегда был угнетенным классом, который только подчинялся, унижался и вообще был всего лишь инструментом, который использовался для передачи смыслов и обозначения форм, перенесенных из реальной жизни на холст через восприятие творца.
«Супрематизм». 1914 год.
В супрематических полотнах художник попытался героически освободить цвет от рамок контуров и образов, сделав шаг в сторону «чистого, абсолютного творчества» — то есть уйти от подражания уже существующим в природе вещам и создать что-то поистине уникальное и новое. Таким образом супрематизм, по сути, смелая попытка сравняться в творчестве с Богом и/или Природой.
«Спортcмены»: не ищите смысл в классическом понимании
Картина «Спортсмены» написана незадолго до смерти Малевича, на закате его творческой деятельности где-то между 1928-м и 1932-м. При этом она продатирована 1915 годом. Спрашивается: зачем? Неужели Малевич, как бы подтверждая стереотипы об инаковости творческих личностей, слегка дезориентировался во времени аж на пятнадцать лет? На самом деле это было сделано специально, чтобы с помощью ложной даты показать зрителям таймлайн эволюции стиля от реализма к супрематизму.
Сам автор описал картину как «супрематизм в контуре спортсменов». На полотне одновременно присутствуют и живописные образы (фигуры людей, какой-никакой пейзаж и банальное разделение плоскости на планы — то есть создание иллюзии пространства), и супрематические черты (силуэты «спортсменов» никак не назвать списанными с реально существующих людей).
Что касается смысла — его здесь нет. В классическом понимании, конечно. Эта картина – скорее, попытка объяснить через визуальные образы суть супрематизма, которая заключена в отказе от банальных земных образов. Картина «Спортсмены» — это натуральная вещь в себе, которая абсолютна в своей самостоятельности: ритм, цвет, композиция — все это не имеет никакой связи с реальностью и используется лишь для демонстрации супрематического мироощущения — ощущения, когда связь с физическим миром теряется и совершается переход в качественно новое состояние.
Если присмотреться, окажется, что супрематический квартет больше смахивает на классическую икону с изображением четверки святых. И если сейчас для нас это не так очевидно, то для постреволюционного человека, который обычно все еще имел тесные связи с православием, это было ясно, как божий день. Таким нехитрым способом Малевич переложил свои фантазии и художественно-теоретические эксперименты на язык старославянских икон, смешав композиционные иконографические каноны с геометрической беспредметностью, симметрией и минимализмом.
Спортсмены, ритмично выстроенные в ряд, на деле лишь повторение одной и той же безликой человекоподобной фигуры, которая отличается от соседних копий только расцветкой и больше напоминает мишень в тире, чем человека. Будто конструктор, собранный из геометрических деталей и основных супрематических цветов (черного, красного, белого, желтого и синего), мужчины стоят на плоскости, уходящей горизонталями вдаль. При этом большая часть фона состоит из белого цвета, который у Малевича был в особенном почете. Он символизировал для художника мир чистоты и совершенства.
Рецензия на фильм «Малевич» / Malevich
Поделитесь в соцсетях:
Среди новых премьер в афише совершенно теряется документальный фильм «Малевич». Это неудивительно, лента выходит в ограниченный прокат и будет показана всего в нескольких кинотеатрах Киева, Харькова и Черновцов. Обратить внимание на нее все же стоит – она раскрывает новые подробности биографии Казимира Малевича и демонстрирует раскадровку сценария, по которому художник хотел снять свое супрематическое кино.
«Малевич» / Malevich
Жанр документальное кино Режиссер Владимир Луцкий Студии Fresh Production Group, Pilgrim Film Год выпуска 2019
Об украинском документальном фильме «Малевич», посвященном художнику-авангардисту Казимиру Малевичу, впервые публично заговорили год назад. Тогда создатели ленты рассказали, что во время съемок им удалось обнаружить настоящее место рождения Малевича в Киеве. По словам продюсера и автора сценария Татьяны Филевской, долгое время историки указывали ложный адрес. Изучая архивы, она узнала, что на самом деле Малевич с рождения жил в поместье своей тети, расположенном на улице Жилянской (сейчас на этом месте находится «граница» между крупным современным комплексом и соседним зданием 1970-1980-х годов).
После премьеры картины стало понятно, что «Малевич» не сосредотачивается исключительно на Киеве. Документальный фильм затрагивает все периоды жизни художника и делает акценты на годах, проведенных в Украине. Создатели обращают особое внимание на детство Казимира (насыщенное переездами по селам, где его отец работал на сахарных заводах, а мальчик изучал культуру местных жителей) и на его преподавательскую деятельность в Академии изобразительного искусства. Там о влиянии Малевича на студентов в советское время говорить было не принято, поэтому этот факт попросту стерли из истории.
Над поиском информации и съемкой документального фильма «Малевич» работали почти три года. Режиссером выступил Владимир Луцкий, производство поддержало Государственное агентство Украины по вопросам кино и Министерство культуры Италии. Бюджет ленты составил около 3 миллионов гривен. При этом качество картинки оставляет желать лучшего, однако это тот случай, когда нужно обращать внимание на содержание, а не на графические приемы.
В «Малевиче» представлено много архивных фотографий, есть комментарии искусствоведов, изучавших творческий путь художника. Самое интересное – это возможность увидеть раскадровку, созданную Казимиром Малевичем для собственного супрематического фильма. Идея перенести свое творчество в кинематограф появилась у него после знакомства с немецким режиссером-авангардистом Хансом Рихтером, который в конце 1920-х годов согласился экранизировать задумку Малевича. С постановкой возникли сложности: тогда не было цветного кино, а Малевич видел свою идею только в цвете.
Много лет спустя Ханс Рихтер, переехав из Германии в США, скрестил задумку Малевича со своей личной, но так и не выпустил готовый вариант ленты. Папки со сценариями этого проекта (вместе с раскадровкой) были найдены создателями документального фильма в музее Гетти в Лос-Анджелесе. Эти материалы реконструировали и смонтировали для «Малевича», представив, какой могла бы получится киноработа художника, если бы у его творчества не было ограничений.
Ограничивали Казимира Малевича не только технические возможности. Самой большой преградой выступала советская власть, истреблявшая людей инакомыслящих, а уж тем более тех, у кого были свои последователи. Собственно, об этом создатели фильма «Малевич» и рассказывают, размышляя о том, как художник подрывал социалистические основы и создавал новые направления искусства, задействуя на полотнах геометрические фигуры.
Встречаются в «Малевиче» и субъективные трактовки творчества художника. Что хорошо – они поданы как мнения приглашенных экспертов, поэтому их можно выслушать, а выводы сделать самому. В этом помогут цитаты из записей Казимира Малевича, которые тоже включены в фильм.
Неизвестный Казимир Малевич: путь от импрессионизма к мистическим абстракциям и обратно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Дегенеративное искусство», «мазня», «психически нездоровый» художник. В первую очередь с этими словами ассоциируется имя Казимира Малевича – теоретика искусства, идеолога, философа, гения и безумца, входящего в пятерку самых ярких революционеров искусства мирового масштаба XX столетия. Но мало кто знает о творчестве Малевича раннего и позднего периодов – времени, когда он творил в стиле импрессионистов.
На сегодняшний день, вопреки неоднозначному мнению публики, полотна Малевича — «гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров».
Малевич и импрессионизм: как все начиналось
В художественное наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров супрематизма и кубизма, вошли и полотна «попроще», созданные в стиле импрессионизма. Они понятны и привычны для большинства любителей живописи, что разрушает годами сложившиеся легенды о сложном и непонятном безумце Малевиче.
Жизнь Казимира был наполнена трагедиями личностного и творческого характера, практически вся прошедшая в нищете. “Голодный и гонимый” художник своим трудом не заработал даже того, что сейчас дают за один его рисунок. И это не говоря о картинах, оценивающихся в десятки миллионов долларов.
Но тяга к рисованию была у него с раннего детства так велика, что не имея красок, сам их изготавливал из разных цветов глины и пытался ими рисовать.
Из воспоминаний матери художника Людвиги Александровны – сколько она помнила Казимира: “. он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток. Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?”
Отец же рьяно противился увлечению сына, питая надежды, что тот продолжит его дело. Но Казимира невозможно было вразумить ни угрозами, ни уговорами, его не могли охладить даже неудачи при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступал дважды и проваливал экзамены, ни вечное безденежье, ни жизнь впроголодь.
В начале творческого пути Малевич был чистым импрессионистом около четырех лет, но его импрессионизм не был принят современниками. И в итоге постоянный поиск собственного стиля подвел художника к новомодному течению – авангарду.
И вот однажды в 1915 году произошло событие, о котором Малевич мечтал долгие годы своих мытарств. В одночасье пришла громкая и скандальная слава. Выставка 39-ти супрематических работ направления авангарда в Петербурге привела в шок не только публику, но и критику. Главным экспонатом был знаменитый “Черный квадрат”, который был вывешен в углу выставочного зала наискосок – как икона. “Пусть ругали нещадно, зато заметили”. И как бы там ни было в скорости русского авангардиста действительно заметили: с успехом прошли выставки его работ в странах Западной Европы.
Авантюра с импрессионизмом
В 1928 году к тридцатилетию творческой деятельности художника Третьяковская галерея готовилась к его персональной выставке. И Казимир – теоретик, педагог и проповедник абстрактного искусства, возвращается к предметной живописи импрессионизма и создает серию работ в этом направлении.
Критики объясняли это по-разному: “старостью, политическим давлением, денежными трудностями и нависшей над авангардом угрозой со стороны власти”. Были выдвинуты предположения, что художник просто закончил работу над картинами, начатыми больше 20 лет назад, а так же существовала версия, что специально для персональной выставки в 1928 году он создал копии работ, которые были вывезены из Союза в Германию.
Но более вескими были доводы французского исследователя и куратора Жана-Клода Маркаде: «Малевич переделал свой творческий путь согласно логическому (а не хронологическому порядку), реализованному в его трактовке искусства от импрессионизма к супрематизму» . И что примечательно, полотна, написанные в конце 20-х и начале 30-х годов Казимир датировал началом 19 века. С той целью, чтобы его не уличили в том, что он отошел от своих идеалов и принципов .
По истечению двух лет после выставки Малевича арестовали. Два месяца тюремных застенков дали о себе знать. Страшная болезнь подкосила здоровье Малевича и в мае 1935 года Казимира не стало.
Последние годы жизни художник полностью отошел от супрематизма и абстракционизма и начал писать природу, которую так любил; портреты родных и знакомых. И как бы странно не звучало, в последние месяцы жизни прямо над его кроватью висела одна из первых его импрессионистских картин — небольшой этюд «Пейзаж с желтым домом».
Авангардизм же (не только супрематизм, но и импрессионизм) исключился из необходимых советскому государству видов искусства.
И еще раз о «Чёрном квадрате»
Нет такого творения в русском искусстве с более громкой славой, нежели «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, ставшего настоящей вехой в истории живописи.
Это самое известное, самое обсуждаемое полотно художника-авангардиста. Всего их четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый находится в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого «черного квадрата» по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины эти на сегодняшний день не продаются.
Не мало интересна и личная жизнь знаменитого художника-авангардиста , наполненная трагедиями и неудачами, теплом и любовью близких.