Восточный экспресс
Восточный экспресс. Самый известный в мире поезд .
Многие читали детектив Агаты Кристи ” Убийство в Восточном Экспрессе” . Или смотрели фильм по мотивам детектива. А может просто что-то слышали про Восточный Экспресс.
И большинство уверены, что именно благодаря Агате Кристи, это название стало таким известным. На самом деле, все с точностью до наоборот. Это Агата Кристи использовала в качестве места действия для своего детектива, бешено популярный люксовый бренд своего времени.
И это добавило популярности ее произведению.
Но каким был настоящий «Восточный экспресс», и какова была сложилась судьба знаменитого поезда?
Эта история началась в конце 19 века.
В 1865 году сын известного бельгийского банкира Жорж Нагельмакерс заинтересовался железнодорожным бизнесом. Во время поездки в Америку Нагельмакерс видел множества нововведений в организации железнодорожных путешествий. Больше всего его впечатлили необыкновенно роскошные «спальные вагоны» Джорджа Пульмана
До того, как появился знаменитый Восточный экспресс, Нагельмакерс производил и продавал вагоны. В процессе он бодался с различными национальными железнодорожными компаниями, запустил маршрут из Парижа в Вену экспресс-поездами, и основал по сей день существующую «Compagnie Internationale des Wagons-Lits» (CIWL), главным акционером которой стал бельгийский король Леопольд II.
Наконец неугомонный Нагельмакерс решил не только делать вагоны, класса люкс, но и использовать их по прямому назначению. Он основал Orient-Express Hotels, в которой поезда с роскошными вагонами , ездили бы по маршруту Париж – Стамбул ( Константинопольский маршрут). Путешествие должно было длиться около 80 часов.
« Это поезд, который впервые пройдет по континенту и будет двигаться по непрерывной металлической ленте более 1500 миль», писал Э.Х. Криджридж .
Журналисты впечатлились. Газеты назвали шикарное средство передвижения «Восточным экспрессом». Нагельмакерсу такое название понравилось и он стал его использовать..
5 октября 1883 года с платформы Страсбургского вокзала в Париже, «Восточный экспресс» отправился в свое первое официальное путешествие,
Нагельмакерс и 40 его гостей погрузились в единственный спальный вагон который стоял на вагонной тележке. Остальная часть поезда состояла из вагонов CIWL. Доехали они, правда, лишь до Бухареста, там пересели на паром и по морю добирались до Босфора. Но первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад с Востоком, был открыт.
В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.
Многие журналисты публично восхищались роскошью и красотой поезда. Но Нагельмакерс был умным бизнесменом, и отлично понимал, что рекламы не бывает много. И для контраста поместил дрянные старые вагоны в парижском Gare de Strasbourg. на путях, примыкающих к тем, где проходил его Express.
В поезде пассажиры чувствовали, себя как в одном из лучших отелей Европы. Они восхищались сложными деревянными панелями, наслаждались роскошными кожаными креслами, шелковыми простынями и шерстяными одеялами на кроватях. Каждая мелочь была продумана.
К 1889 году стараниями Нагельмакерса Восточный экспресс был превращен в самое современное и роскошное средство передвижения. Провести весело время в супер-люкс отеле , который еще и едет куда-то, стоило бешеных денег. Поэтому в поезде собиралась компания путешественников соответствующего уровня- короли, политики, бизнесмены, кинозвезды и шпионы. И непонятно, кто кому делал большую славу – поезд им или они поезду
Золотой эпохой Восточного экспресса были 20-е и 30-е годы XX века. Способные удовлетворить запросы любого гурмана блюда, изысканные вина, интереснейшие попутчики — все это было гарантировано на борту экспресса. В нем кипела светская жизнь, заключались крупные сделки, решались вопросы государственной важности.
Но не только сливкам общества нравился удобный поезд. «Восточный экспресс» неофициально называли: «Экспресс шпионов». По словам Кукриджа, секретные агенты любили поезд, потому что он «сделал их работу намного проще и их путешествия стали намного комфортнее».
Одна из самых известных шпионских историй того времени, была связана с англичанином Робертом Баден-Пауэлл. Он, путешествовуя «Восточным экспрессом», выдавал себя за ученого-энтомолога, собирающего образцы чешуекрылуых на Балканах. А замысловатые наброски форм и цветов крыльев бабочек были закодированными изображениями укреплений вдоль побережья Далмации, которые помогали британскому и итальянскому флотам во время Первой мировой войны.
Шло время. И идею Нагельмакерса перехватили конкуренты. Кроме оригинальной линии «Восточный экспресс» , появились аналогичные еще по нескольким маршрутам. А их владельцы начали использовать название бренда «Orient Express»: Прямой Восточный Экспресс, Симплон Восточный Экспресс, Ностальгический Восточный Экспресс и многие другие.
Все эти конкуренты плодились и размножались , и Нагельмакерс не выстоял. Прямой потомок оригинального «Восточного экспресса» стал ветхим, переполненным и дешевым. Какой-то разочарованный журналист назвал его «бродячей квартирой».
Но особенно все ухудшилось после второй мировой. Появились реактивные самолеты и поезда Intercity, был прорыт туннель под Ла-Маншем, неоднократно перекроена карта Европы.
Восточный экспресс долго боролся за жизнь, но в 1977 году поезд был окончательно отправлен на запасной путь
Роттердамский фотограф Брайан запечатлел исчезающую частичку истории, а именно The Grand Orient Express.
Тут можно посмотреть, как оригинальный Восточный Экспресс выглядит сегодня
Существует несколько частных компаний-перевозчиков, которые используют отреставрированные вагоны 1920-х и 1930-х годов и пытаются копировать роскошь Восточного экспресса.
Так что сегодня желающие могут поучаствовать в историческом аттракционе. За солидную сумму прокатиться на поезде, похожем на Восточный Экспресс, и окунуться в атмосферу позапрошлого века.
Люди месяцами стоят в очереди, чтобы попасть на один из этих поездов
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Прокатиться на этих поездах не так просто. Билеты на них стоят неприлично дорого по сравнению с другими поездами, но разумно для самого запоминающегося приключения в жизни. И это только полбеды. Некоторые экспрессы отправляются в путь только раз в году, и любителям авантюр приходится ждать в очереди месяцами в надежде занять одно из мест.
Восточный экспресс
Он стал вдохновением и местом действия романов Грэма Грина, Сидни Шелдон, Яна Флеминга и Вероники Генри. Большинство знают его благодаря роману «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Говорят, похожий инцидент произошел в 1929 году, когда поезд попал в снежную бурю.
Восточный экспресс начал курсировать между Стамбулом и Парижем в 1883 году. Это первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад и Восток. Роскошный, современный, отделанный в стиле ар-деко. Восточный экспресс — первый поезд, в каждом купе которого появилась комната с горячей и холодной водой.
В 1977 году, когда поезд уже сняли с рельсов, вагоны выкупил Джеймс Шервуд и заплатил еще 16 млн долларов, чтобы разыскать и восстановить 35 оригинальных вагонов со всей Европы. И спустя 99 лет после своего рождения обновленный Venice Simplon Orient Express тронулся в путь.
На борту Восточного экспресса запрещено носить джинсы. А ужин в вагоне-ресторане требует строгого дресс-кода: вечерние платья, смокинги, галстуки-бабочки.
Рекомендуемые маршруты: Лондон — Венеция, Венеция — Париж, Брюссель — Венеция, Стамбул — Бухарест — Будапешт — Венеция.
Цена билета: от £ 929
Экспресс Eastern & Oriental Express
Поезд построен в Японии в 1973 году, чтобы соединить Окленд и Веллингтон в Новой Зеландии. Два десятилетия спустя дизайнеры, работавшие над Восточным экспрессом, полностью преобразили и его, воссоздав колониальный стиль 1920-х годов. Теперь пассажирский поезд Eastern & Orient Express, похожий на пятизвездочный отель, курсирует из Сингапура в Малайзию и Бангкок.
Рекомендуемые маршруты: Сингапур — Бангкок или Бангкок — Сингапур, Куала-Лумпур — Бангкок или Бангкок — Куала-Лумпур, маршрут «Сказки полуострова» (Fables Of The Peninsula), новогодний рейс из Сингапура в Бангкок.
Цена билета: от £ 1775
Экспресс Blue Train
Поезд Blue Train курсирует между Кейптауном, Порт-Элизабетом и Преторией. Экспресс идет вдоль живописного южного побережья ЮАР, и можно разглядывать антилоп, жирафов и буйволов, пасущихся в саваннах национального парка Крюгера.
Один из маршрутов заканчивается в Зимбабве, рядом со знаменитым водопадом Виктория. Пассажиров ждут старинные интерьеры и шикарная мебель, мраморные ванные в каждом купе, богатая программа развлечений на всем маршруте и изысканные блюда шеф-повара.
Цена билета: от $ 740
Экспресс The Golden Chariot
Один из самых красивых пассажирских поездов, созданный по образу старинного «Голубого экспресса» английской королевы. Викторианский стиль, элегантность, первоклассный сервис — отель на колесах, удовлетворяющий самым изысканным вкусам. Пассажирский поезд, курсирующий по Южной Индии.
Golden Chariot — это роскошь с индийским акцентом. Один из редких поездов, где есть спа-центр. На протяжении маршрута пассажиры посещают дворцы и храмы в Майсуре, Хасане и Хампи, национальный парк «Нагархол», золотистые пляжи Гоа.
Маршруты: рейс Southern Splendour (Бангалор — Ченнаи — Махабалипурам — Пондичерри — Тируччираппалли — Танджавур — Мадурай — Канниякумари — Тривандрам — заводи Кералы — Коччи — Аллеппи — Бангалор) или рейс Pride Of The South (Бангалор — Кабини — Майсур — Хассан — Хоспет — Бадами — Гоа — Бангалор)
Коктейль Orient Express Восточный экспресс
Регистрация на азиатский “Восточный экспресс” по маршруту Сингапур – Бангкок происходит в самом известном отеле Сингапура The Raffles. Пока гости дегустируют знаменитый коктейль Singapore Sling, служащие поезда принимают багаж, уточняют пожелания пассажиров и вручают заветные посадочные билеты на “Восточный экспресс”.
Во время торжественной посадки на поезд весь обслуживающий персонал, количество которого поражает и немного сбивает с толку, выстраивается в линеечку и с широченными улыбками встречает пассажиров. Точнее, практически весь обслуживающий персонал, так как у каждого вагона стоит еще и персональный проводник.
Купе поезда Eastern & Oriental Express бывают трех типов: Pullman Cabin, State Cabin и Presidential Cabin.
Самый простой номер отеля на колесах Pullman Cabin днем выглядит как комната с диваном и журнальным столиком. Тут же умещается шкаф для вечерних нарядов, банкетка, бар и, конечно, ванная комната, которая есть в каждом купе.
Каждый вечер, пока гости ужинают в одном из ресторанов поезда, проводник превращает диван в две односпальные кровати, расположенные друг над другом.
В State Cabin в две кровати с пушистыми одеялами трансформируются диван и зона с креслом у окна.
Президентское купе Presidential Cabin, назвать купе не поднимается язык. В просторном номере, занимающем половину вагона, нашлось место и трехместному дивану (именно он, благодаря хитрым манипуляциям проводника, превращается в две отдельные кровати), и двум креслам, и столу, и барному шкафу. В отдельной комнате находится гардеробная, а в ванной комнате есть не только душевая кабина, но и полноценная ванная.
Оформлением купе занимался дизайнер Жерар Галле, уже успевший поработать над другими поездами компании – British Pullman и Venice Simplon-Orient-Express. Благодаря Жерару Галле, в поезде появились шикарные интерьеры в стиле ар-деко, богато украшенные деревом.
В поезде каждая деталь выдержана в фирменном стиле Orient-Express, начиная от игривых маркетри с изображениями диковинных цветов и заканчивая миниатюрными лампочками для чтения.
Путешествие по азиатским просторам на волшебном поезде длится три дня, в течение которых скучать не приходится. В состав поезда входят небольшой магазин с сувенирами, два вагона-ресторана, в одном из которых есть даже пианино, вагон-бар, вагон-библиотека.
В течение всей поездки под стук колес французские повара колдуют над завтраками, обедами и ужинами, ведущие проводят дегустации экзотических фруктов, а музыканты устраивают концерты.
Но, несмотря на такое количество увеселительных и развлекательных мероприятий, главное место встречи всех гостей поезда – последний вагон с открытой площадкой. Именно тут можно прочувствовать всю прелесть этого удивительного поезда, в котором три дня пролетают со скоростью света, но остаются в памяти на всю жизнь.
«Восточный экспресс» — пятизвёздочный поезд-отель
В вагонах «Восточного экспресса» путешествовали Екатерина II, Шарль де Голь, царь Болгарии. Поезд класса «люкс» доезжал до Стамбула за 86 часов. Пассажиры на долгую дорогу не жаловались. Экспресс был лучше любого отеля.
Владельцу «Восточного экспресса» удалось создать настоящее чудо. В поезде использовались технологии, которые в то время были даже не во всех домах. Именно поэтому состоятельные люди отдавали за билет бешеные деньги.
Спальные вагоны для монархов
Сначала небольшой комфортабельный поезд курсировал между Парижем и Веной. Но благодаря расширению железнодорожного сообщения в Османской империи поезд соединился со Стамбулом. Классический маршрут был следующим: Париж—Мюнхен—Вена-Будапешт—Бухарест—Стамбул. Путешествие в среднем занимало четыре дня.
В «Восточном экспрессе» впервые были установлены спальные вагоны. В 1878 году поезд с такими вагонами преодолел расстояние от Вены до Оршовы. Успешный опыт вдохновил владельцев компании на увеличение длительности маршрутов.
Часто поезд называли «монаршим экспрессом». Четыре дня для такого расстояния в то время — хорошая скорость. А монаршим его называли из-за частого присутствия на борту особ царских кровей. Например, в «Восточном экспрессе» со своей любовницей обожал ездить король Бельгии. Во время путешествия монарх иногда занимал место машиниста.
Рекламный проспект 1898 года, показывающий убранство вагонов первого класса
Самый комфортабельный поезд
Девиз владельцев компании — «Комфорт превыше всего». Из пяти вагонов два занимал багаж пассажиров. Один отводился под вагон-ресторан. И только два вагона обустраивались для проживания путешественников.
На интерьере владельцы поезда не экономили. Внутри вагоны драпировались бархатом, украшались хрустальными люстрами и позолотой. Двери, столешницы, стулья изготавливались из красного дерева. В поезде работали краны с горячей и холодной водой. В меню вагона-ресторана были исключительно деликатесы и дорогие вина.
Один билет на «Восточный экспресс» в конце XIX века стоил примерно 1800 евро. Если перевести на современные европейские зарплаты, то стоимость билета составит четверть годового дохода среднестатистического жителя.
Вагон-ресторан
Золотое время поезда «Восточный экспресс»
В 1926 году декор поезда претерпел изменения. Вагоны полностью обшили металлом тёмно-синего цвета. Интерьеры также преобразились. Архитектор Рене Пру вместе с мастером декоративного стекла Рене Лалику создали знаменитые двери экспресса. Внутри панели из кубинского дерева размещались вставки из гравированного стекла.
Пассажиров поезда обслуживали горничные и швейцары. В ресторане работали официанты. Кроме того, поезд всегда возил с собой повара. По роскоши убранства и сервису многие элитные отели Европы уступали «Восточному экспрессу». Именно в «золотое» время в поезде путешествовала Агата Кристи. В результате в романе писательницы запечатлены именно классические интерьеры в стиле ар-деко.
Нападения на поезд класса «люкс»
Несмотря на роскошь, «Восточный экспресс» был довольно небезопасным. В 1919 году поезд попал в катастрофу. Экспресс задержался в немецком городе, сзади в него на полном ходу врезался локомотив. Тогда погибло 19 человек.
Самое громкое криминальное происшествие случилось в 1935 году. В поезде ограбили и убили Марию Фаркасану — директора бухарестской школы моды. Тело несчастной выбросили из поезда. Преступник покинул экспресс на ближайшей станции, однако полиция быстро вышла на него и арестовала.
«Восточный экспресс» класса С